Помнят. Постоянно. И напоминания кругом в большом количестве.

Знаете, в брусчатку мостовых вмонтированы латунные камни. Где несколько строк.

Имя.
Дата рождения.
Дата депортации.
Место и дата убийства.



И как жертвы - не только погибшие. Я была до упопомрачения рада, когда мы поняли, что есть камни с окончанием "был освобожден/выжил". Или "сбежал в Бельгию". И их помнят. Как жертв. Тех кто выжил и сбежал. А не только замученных и убитых.

22 октября 1940 года нацисты провели масштабную акцию арестов евреев из Бадена. Арестованые были отправлены в концентрационный лагерь Гурс, что на юге Франции. Еще осенью я ходила с детьми к тому самому месту прощания. Да, зажгли свечи-молитвы. И мы были не единственные, кто пришел на тот мост через реку.

И люди, которые меня окружают - сейчас в ауте. Основное, что мне говорят, как русской: "как же так! Вы же были в ТОЙ войне!".

А вот так.

Date: 11 Mar 2014 03:20 (UTC)
From: [identity profile] thunderella.livejournal.com
Спасибо, не знала о таких камнях.

Date: 11 Mar 2014 06:23 (UTC)
From: [identity profile] shoshana-flor.livejournal.com
В Берлине их уйма просто.

Date: 11 Mar 2014 08:01 (UTC)
From: [identity profile] mandragore.livejournal.com
А о них особо и не пишут. Это же не памятники, а именно памятки. Напоминания. Когда идешь по улочке и между темных камней брусчатки оказываются вмурованные светлые латунные таблички. Размером с ладонь без пальцев, небольшие. Как и сами камни брусчатки. И чтобы прочитать написанное - нужно наклониться.

И их много. В один день даже не замечаешь их. А потом идет дождь и они начинают сиять на фоне матовых камней. Или отполированная подошвами латунь блестит в сумерках при свете фонарей. Кругом темная брусчатка и и вот эти отражающие свет камни.

А потом рождается ребенок - и с маленьким гуляешь, приседая у каждого сияющего латунного камня. А через несколько лет отвечаешь на вопросы. Или приезжает кто-то - и поясняешь, ведь свежий глаз их выхватывает быстрее.

Вот и получается, что они встроены в быт, что их можно было б забыть и не заметить. А не забывается.

Date: 11 Mar 2014 05:00 (UTC)
From: [identity profile] simfeya.livejournal.com
мы сами в ауте...
Самое главное, что бОльшая часть из тех, с кем разговаривала, считает правильным и хорошим вмешательство в дела другого государства. И это ужасает! Люди не слышат аргументов о том, что нельзя вмешиваться в дела суверенного отдельного государства, что присоединение Крыма не выдержит наша экономика, что мы заплатим за это гробами и жизнями наших парней - не слышат. Самые распространённые ответы: "оборзели эти бендеровцы" и "Америке можно - а нам нельзя"

Date: 11 Mar 2014 06:25 (UTC)
From: [identity profile] shoshana-flor.livejournal.com
Еще "какое оно отдельное государство, это ненастоящее государство, неправильное, нету его, мы единый народ"...

Date: 11 Mar 2014 06:22 (UTC)
From: [identity profile] senkinamama.livejournal.com
http://adjanta.livejournal.com/262591.html
Есть еще такое мнение.
Что касается войск в Крыму - безумно хочется, чтобы наконец закончились эти политические игры. И все вернулись на свои места.

Date: 11 Mar 2014 07:21 (UTC)
From: [identity profile] mandragore.livejournal.com
Я не поняла, зачем вы дали эту ссылку... Вы же не считаете, что я после слов совершенно незнакомого мне человека, который куда-то ездит - вдруг перечеркну более 10 лет своего опыта?

И я не обсуждаю политические игры. И мнения о военных действиях как о политическиз играх. Я пишу и говорю о войне, и о том, что это бьет очень сильно по людям вокруг меня, по матерям с детьми.

Date: 13 Mar 2014 16:15 (UTC)
From: [identity profile] fina-ru.livejournal.com
По той ссылке можно выйти на очень хорошую статью в "Эксперте" (хотя странно думать, что в этом журнале может выйти в это время хорошая статья). Я не знаю, насколько она соответствует правде, но она продолжает ваш текст. Я надеюсь, что когда-нибудь люди в нашей стране научаться наконец-то смотреть друг другу в глаза честно и открыто, со скорбью или с радостью, не отворачивая лица, не прячась за стыдом. Очень надеюсь, хотя надежда эта очень мала и слишком далеки наши соотечественники от такого отношения к жизни.

Date: 11 Mar 2014 08:38 (UTC)
From: [identity profile] netfinity.livejournal.com
а в россии память о войне, по моему, переродилась в безумный пафос с георгиевскими ленточками на рюкзаках и наклейках "спасибо деду за победу!" на машинах.

Date: 11 Mar 2014 09:28 (UTC)
From: [identity profile] mandragore.livejournal.com
Мне кажется, тут важно что это не абстрактная память, а за неким громадным образом не спрятались имена. Как на картинке: это не просто "жертва войны", а доктор Альфред Баэр, ему было 56 лет, когда его департировали. Через 7 месяцев он погиб.

А еще на ближайшей улице депортировали целую семью, где была 70летняя бабушка с именем Гудрун. Она умерла через несколько дней, еще не пройдя этап помещения в концентрационный лагерь. И ее 40 летнего сына (та же фамилия) . И или сноху, или дочь Анну.

Я хочу сказать, что за общей бедой не спряталось личное горе. Мне кажется это очень важным. Когда слышат отдельные голоса, а не только глас народа.

Date: 11 Mar 2014 09:34 (UTC)
From: [identity profile] netfinity.livejournal.com
да, мне тоже кажется, что очень важно помнить людей, а не грандиозное событие.

Date: 11 Mar 2014 22:00 (UTC)
From: [identity profile] annushkap.livejournal.com
то-то и оно :( Ну и в "Бей фашистов" по любому поводу. Это очень удобно, объявить кого-нибудь фашистами. Потом никто не посмеет усомниться, что их надо бить :(

Date: 13 Mar 2014 16:24 (UTC)
From: [identity profile] fina-ru.livejournal.com
Да, сегодня люди, протестующие против войны, тоже названы фашистами. Грустно

Date: 11 Mar 2014 08:40 (UTC)
From: [identity profile] potseluj-vetra.livejournal.com
Спасибо, ценно. Я тоже не понимаю КАК? (((

Date: 11 Mar 2014 09:39 (UTC)
From: [identity profile] afinagreece.livejournal.com
Аня, благодарю за этот пост )) Да, такие напоминания важны, жаль у нас так не делают... ведь за каждым словом "герой" и "победа" стоит жизнь, семья и боль, страх, ужас от войны и потерь.
Я русская, живу в Украине и молюсь о том, чтобы не было войны. Вчера сестра встретила женщину у которой один сын в украинской армии служит, а второй в российской, и это страшно, когда брат на брата может случиться в буквальном смысле.
И спасибо всем, кто понимает, что украинцы сами должны разобраться в своей стране. Для меня это важно, чувствовать понимание хоть не большой части соотечественников.

Date: 11 Mar 2014 13:32 (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/marik_/
Мои дедушки и бабушки умерли. Они были юными в той войне.
Ветеранов почти не осталось, а рассказывали они мало. Пока были детьми - вообще не рассказывали.
Слишком страшно. Язык не поворачивался.

Те, кто сейчас радуется, в той войне не были.

Date: 11 Mar 2014 16:23 (UTC)
From: [identity profile] vtulova.livejournal.com
Мы вышли оттуда с другим багажом. Не с ощущением катастрофы и ужаса, нет, а с ореолом героизма и доблести. И поколения воспитывались именно так: война - это доблесть и героизм, мы, русские, всегда на защиту угнетенных готовы героически отправиться и всех победить. Типа самоидентичность такая. Вот на ней и сыграли: фашисты русских обижают - и все задрав штаны готовы бежать и побеждать. Про жертвы, кровь, смерть (не героическую) - нет, про это нельзя, это оскорбляет память. Поэтому до сих пор нельзя про жертвы, вон как Дождь разгромили. Участники войны знали - и молчали, в основном, это нельзя, надо про героизм.
Ну и наших, не евреев, всех, все миллионы - иъ как бы не было. Соловка-Гулага не было. Сталин не осужден никаким трибуналом даже посмертно. Зато он победитель фашистов. Вот и маемо шо маемо.

Date: 11 Mar 2014 21:40 (UTC)
From: [identity profile] l-eternity.livejournal.com
у меня ощущение, что я что-то не поняла в твоем посте.
т.е. до какого-то момента понимала, а потом поняла, что речь о другом.
вот это "И люди, которые меня окружают - сейчас в ауте. Основное, что мне говорят, как русской: "как же так! Вы же были в ТОЙ войне!"." - что означает ?

Date: 11 Mar 2014 21:53 (UTC)
From: [identity profile] mandragore.livejournal.com
Лиза, я не знаю что тебе на это ответить.

Date: 13 Mar 2014 16:41 (UTC)
From: [identity profile] fina-ru.livejournal.com
В силу того, что СССР - страна победитель, было непринято говорить о том, какими способами достигали победу. А способы были разные. Насколько я понимаю, было не только непринято, но и запрещено, на уровне внутренней цензуры точно. Дед мне не рассказывал, а ведь точно было что. Только потом, когда я стала довольно большой как-то раз проскользнул разговор, что оружия вообще не было, когда они попали на передовую. Одна винтовка на несколько солдат, остальные стояли в очередь - ждали когда убьют того, кто её держит. После развала Союза цензура ослабла и кое-что стало яснее, теперь снова закрутили гайки. Уже сами люди - видимо, не по силам правда.

Можно я перепост сделаю, в том числе и ваш комментарий про дождь?

Profile

poohwydd: (Default)
poohwydd

March 2014

M T W T F S S
      12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Tuesday, 25 July 2017 02:44
Powered by Dreamwidth Studios